Армия продавцов

ЗАО "Мэри Кэй" Алла СоколоваНа волне посткризисного успеха многие участники рынка и эксперты сделали вполне логичный вывод: компаниям, специализирующимся на прямых продажах, наконец – то удалось победить миф о пирамидах и сектах. Оптимизма не поубавил даже тот факт, что с 2009 по 2011 годы отрасль лишилась более 900 тыс. работников. “Аналогичную картину мы наблюдали и после 1998 года: с окончанием кризиса у людей появилось больше возможностей найти работу, и это привело к снижению количества распространителей. Однако продажи при этом неуклонно растут. В частности, в 2011 году – на 4,6%, а общий объем рынка достиг 124,4 млрд рублей”, замечает Тамара Шокарева. По ряду направлений прямые продажи уже обходят традиционный ритейл. “В 2011 году на этот канал сбыта пришелся 31% продаж косметики и парфюмерии в стране, на 4% больше, чем у специализированных парфюмерно – косметических сетей”, приводит данные генеральный директор ЗАО “Мэри Кэй” Алла Соколова.

Ричард Стевенс отмечает, что в поисках новых клиентов участники рынка активно расширяют ассортимент: если 10 лет назад прямые продажи ассоциировались прежде всего с косметикой, то сейчас спросом пользуются химия для дома, посуда, бытовые приборы, функциональное питание. “Для торговли в рамках прямых продаж необходимы продукты, о которых можно говорить, со своей легендой, изюминкой, историей. На мой взгляд, функциональность, царствовавшая на рынке много лет в виде суперпосуды, супертаблеток, суперкремов, сегодня уступает место категории fashion”, излагает свое видение ситуации Ильдар Ибрагимов. Его компания предлагает дистрибьюторам распространять французское нижнее белье и бижутерию, и, уверяет эксперт, они востребованы, что подтверждает двукратный рост продаж в 2011 – м и на 60% – в первом квартале 2012 – го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Herbalife, в свою очередь, рассчитывают на дальнейший рост сегментов функционального питания и напитков, а также витаминов и пищевых добавок, объем которых составляет, по оценкам аналитиков, 2 млрд и 1,5 млрд долларов соответственно. “По данным НИИ питания РАМН, 30% россиян имеют лишний вес, а 20% страдают ожирением. При этом в 2010 году только 10% населения России употребляли функциональные продукты питания, а в Японии этот показатель достигает 90%. Поэтому потенциал этих сегментов очевиден”, говорит директор по маркетингу и PR компании Herbalife в России и странах СНГ Ирина Шевченко.