RFID Центр разработал информационную систему аутентификации и идентификации продукции (ИСАИП) на базе технологии NFC.

Основная цель системы состоит в том, чтобы позволить покупателям самим определять подлинность товара, а производителям – бороться с нелегальными производителями контрафакта. Кроме того, систему можно использовать и для контроля логистических операций.

NFC-стандарт (Near Field Communication, «коммуникация ближнего поля») был совместно разработан компаниями Sony и Philips в начале 2000-х гг. и является одной из разновидностей технологии RFID. NFC позволяет устройствам обмениваться данными на расстоянии около 10 см.

ИСАИП включает в себя базы данных электронных паспортов товара и логистической информации, интерфейсы работы с системой на стороне производителя и импортеров продукции, интерфейсы ритейлера и средства интеграции с системами автоматизации торговли.

Предполагается, что производитель будет пересылать информацию о продукции в RFID Центр, а наша система будет заносить ее в базу данных, хранящуюся в собственном ЦОДе. Часть данных о товаре заносится также на NFC-метку, которой будет оснащаться каждая единица продукции, а для того, чтобы считать ее, необходим специальный сканер или мобильный телефон с NFC-модулем. При считывании NFC-метки пользовательское устройство будет по интернету обращаться к базе данных полной информации о товаре и таким образом проводить верификацию.

Если до сих пор борьба с контрафактом в России полностью ложилась на плечи производителя продукции, то с распространением телефонов, поддерживающих NFC-стандарт, бороться с контрафактом помогут сами покупатели, которые получат возможность на ходу верифицировать товар и отказываться от его покупки, если он окажется подделкой. В ИМЦ ожидают, что это позволит сократить процент контрафактной продукции.

ОАО "ИМЦ Концерна "Вега", подразделением которого является RFID Центр, уже ведет переговоры по поводу внедрения своей системы с российскими производителями. Наибольшим спросом она будет пользоваться в отраслях, где уровень контрафакта наиболее высок: например, у производителей стройматериалов, автомобильных запчастей, масел, автокосметики. Применение NFC-верификации может быть также востребовано у производителей одежды, ювелирных изделий, ценных бумаг, таких как сертификаты, лицензии, удостоверения личности.

Стоит отметить, что для защиты товара от контрафакта и в логистике широкое распространение по всему миру получили RFID-метки, работающие на сверхвысоких частотах. Информация на них доступна для считывания с расстояния нескольких метров. NFC-стандарт чаще всего рассматривается как средство совершения бесконтактных платежей.

Это связано с тем, что раньше на рынке отсутствовали массовые устройства с модулем NFC. С появлением большого числа телефонов, поддерживающих NFC, использование этой технологии для борьбы с контрафактом будет набирать обороты.

На текущий момент лишь единичные модели смартфонов поддерживают эту технологию: например, Samsung Nexus S (на нем специалисты ИМЦ тестировали свою систему), Samsung Galaxy S2. Однако в 2011-2012 гг. ожидается рост числа подобных устройств. Так, по прогнозам аналитиков Juniper Research, к 2014 г. каждый пятый смартфон будет оснащен NFC-модулем.