Статьи /

RFID технология в индустрии моды

Управление цепью поставок

По своей сути, все розничные процессы одинаковы. Розничный магазин всегда наполнен людьми, которые из всего многообразия товаров выбирают подходящий, и если такой товар найден, то его покупают. Однако все схожие черты розничных магазинов, или как их ещё называют – «ритейла», на этом заканчиваются. Ведь Вы не предъявляете купон на скидку для покупки трёх автомобилей по цене двух, и при этом Вы не ищете яблоко 44 размера непременно определенной формы и оттенка!

Поведение покупателя зачастую зависит от того, в какой магазин он пришёл. Ведь в бакалейной лавке мы ведём себя иначе, чем в магазине одежды! И действительно, если покупатель бакалейной лавки обнаруживает отсутствие нужного товара на полке, он идёт в другой магазин. А вот в магазине одежды покупатели будут обращаться к продавцу-консультанту, чтобы найти подходящий размер или фасон понравившейся одежды. Когда в последний раз кто-нибудь предлагал Вам свою помощь в поиске товара в продуктовом магазине? А в магазине одежды – помощь в выборе является нормой. 

Общие черты индустрии моды и автомобильной промышленности

Значительную долю рынка ритейла занимают товары повседневного спроса, такие как бакалейная продукция, недорогие предметы домашнего обихода и т.д. Для успешного ведения подобного бизнеса необходимо, чтобы вся разновидность имеющегося товара размещалась на полках магазина. Только в этом случае предприниматель может обеспечить себе постоянную прибыль. Кроме того, в магазинах подобного рода, как уже отмечалось выше, не возникает необходимости в продавцах-консультантах, которые помогли бы Вам найти альтернативу отсутствующему товару. Таким образом, индустрия моды, о которой далее пойдёт речь, имеет мало схожего с торговлей товарами повседневного спроса.

По-другому дело обстоит с автомобильной промышленностью. Здесь, как и в торговле одеждой высокого качества, информация о фазах жизненного цикла изделия (то есть о времени выхода в производство до выхода в продажу) будет полезной для предпринимателя. Ещё одной схожей чертой является необходимость защиты товара от подделки, так как в любой точке мира существует вероятность приобретения, как фальшивой сумочки от известных мировых брендов, например Louis Vuitton, так и фальшивых запчастей для автомобиля.

Отличительной чертой торговли товарами повседневного спроса является большой товарооборот, а вот в торговле предметами роскоши и одеждой высокого качества товарооборот значительно ниже. При этом продавец должен обладать полной информацией обо всём ассортименте магазина. Если покупатель VIP магазина хочет приобрести какое-то определённое платье, отсутствующее на витрине или в зале, а также вовсе снятое с производства, то продавец должен суметь предложить достойную сопоставимую замену. Как раз в этом случае такие технологии как RFID и штрих-код играют важную роль.

Отслеживание товаров с помощью RFID меток

Fashion. RFID технология. Мода.В течение долгого времени в индустрии моды не уделялось должного внимания технологиям высокого уровня. Можно даже сказать, что в индустрии моды технологии не применялись вовсе. Но всё же нашлись такие предприниматели, которые захотели внедрить технологию в свой бизнес и сейчас, благодаря этому, они получают хорошую прибыль. Когда в начале 2000 годов британская поп-группа SpiceGirls была на пике своей популярности, одна из солисток - Джери Холлиуэлл - появилась на сцене в сапогах на платформе с дизайном британского флага, чем вызвала большой спрос на такие же сапоги. За счёт этого, одна британская компания распродала весь складской запас этой обуви за очень короткое время. Однако обслуживающий персонал магазина с помощью системы кассовых терминалов смог быстро найти замену и стал предложил её. Аналогичные сапоги на платформе, только с дизайном американского флага, так же были быстро распроданы.

В другом случае британский гигант розничной торговли - Tesco - выпустил платье наподобие того, в котором будущая королева Кейт Миддлтон была на свидании в 2010 году. Платье было распродано за один час. И если бы у обслуживающего персонала было необходимое оборудование, то они с большой вероятностью могли бы предложить покупателю платье подобного фасона и получить хорошую прибыль, но, увы, у них его не было. Не у многих оно есть. Если Вы зайдёте на страничку интернет магазина, то можете увидеть фразы вроде этих: 'возможно, вас также заинтересует…’ или 'тем, кто уже приобрёл эту вещь, понравилась ещё и эта…' и так далее. Другими словами, информации для достойной замены достаточно, но она должна быть доступна для продавца в любой момент времени и в любом зале магазина, где бы он ни находился.

Рассмотрим возможный вариант развития событий. В розничном магазине обуви на витрине демонстрируется только один размер имеющейся в продаже обуви. При этом продавцу необходимо потратить много времени в поисках пары нужного Вам размера. В результате Вы потеряете много времени, если окажется, что вашего размера нет в наличии!

В идеальном варианте, продавец идентифицирует RFID метку при помощи ручного считывателя. И если обнаруживается, что единственная оставшаяся пара подходящей Вам по размеру и цвету обуви находится не на складе магазина, а её только что примерял другой покупатель, то продавец, оперативно получив информацию о точном местонахождении данной пары обуви, предлагает её Вам. При этом Вам не приходится долго ждать. 

Преимущества RFID технологии перед технологией штрих-кода

Технология сканирования штрих-кода в розничной торговле давно оправдала себя увеличением прибыли. Теперь же происходит скачок в сторону использования RFID технологии. Например, чтобы получить информацию о паре джинсов по штрих-коду необходимо вынуть их из коробки. При этом доступными будут только сведения о марке изделия. В то время, как по RFID метке, закреплённой на одежде, можно определить, что в закрытой коробке находится 12 пар женских джинсов фирмы N цвета индиго десятого размера и 10 пар джинсов восьмого размера. Так же, записать на метку подробную информацию об изделии, можно узнать, сколько времени те или иные джинсы находились в каждой точке логистической цепи между изготовителем и Вашим магазином и маршрут их следования. С помощью RFID можно считать поддон смешанных товаров, поставленных на склад и получить мгновенный отчет о нескольких тысячах новых товарных единиц.

Обнаружение подделок

Также технология RFID помогает в борьбе с подделкой товара. Каждый производитель брендовых товаров хочет, чтобы Вы купили подлинный товар, а не подделку, сделанную на другом конце света. Также они хотят защитить свой товар от кражи с производства для дальнейшей продажи за границей. Какие меры можно принять в подобных ситуациях? До появления RFID технологии защитить репутацию бренда могла только команда адвокатов и экспертов. Но с появлением RFID всё стало гораздо проще. Например, Вы имеете 1000 единиц производимого товара. На производстве каждая единица товара маркируется RFID меткой, причём каждая метка доступна для проверки и не подлежит копированию. Данную метку можно использовать в торговой точке, в салоне магазина или в любой другой точке логистической цепочки для подтверждения подлинности изделия. 

Пример внедрения RFID

Gerry Weber. RFID технология.Джерри Вебер (Gerry Weber), основатель одноимённого немецкого бренда женской одежды, один из первых внедрил RFID технологию в своё дело и стал отслеживать оснащённые RFID метками предметы одежды с момента их поступления в логистический центр ритейла и до момента, когда они оказываются на полках магазина. Полная интеграция RFID технологии охватывает многие процессы розничной торговли, включая противокражную систему магазина, оперативное информирование покупателей о скидках и акциях, проходящих в данный момент в магазине, и многое другое. Джерри Вебер отмечает результаты интеграции, к ним относятся:

1. Увеличение точности инвентаризации. Все оптовые заказы, направляющиеся в
торговые точки, сканируются, будучи упакованными, что позволяет снизить до нуля несоответствие в потребительских заказах. А оперативное получение итоговой информации о поставке приводит к высокой точности и прозрачности проведения инвентаризации;

2. Уменьшение времени на инвентаризацию. Сотрудники магазина
сканируют коробку с товаром дистанционно, затем распаковывают её и раскладывают товар на прилавки магазина. Таким образом, исчезает необходимость сканирования отдельных штрих-кодов каждой единицы товара;

3. Увеличение количества продаж. Наличие необходимого товара на своём месте приводит к улучшению качества обслуживания. Обслуживающий персонал выполняет проверку товара по всему магазину дважды в неделю, при этом восполняя товар с недостающим размером или цветом по мере необходимости, сводя к минимуму возможность отсутствия товара в торговом зале и на складе магазина;

4. Уменьшение затрат на охранную систему. Опыт Джерри Вебер доказал, что замена
обычных радиочастотных противокражных систем (EAS) на системы с радиочастотной идентификацией (RFID) оказалась выгоднее по стоимости, и выглядит более эстетичной. На самом деле, для Джерри Вебер одна лишь ликвидация противокражных систем окупила полную RFID-интеграцию, включая автоматизацию предприятия и оптовую логистику.

Таким образом, внедрив RFID систему в свою сферу деятельности, Джерри Вебер достиг высоких результатов. Стремясь к увеличению точности и прозрачности процессов во всей цепи поставок, Джерри Вебер не забывал про ценность того внимания, которое продавец должен оказывать покупателю. За счёт карманного устройства, вроде мобильного телефона, КПК или смартфона с особым приложением, обслуживающий персонал магазина быстро и результативно оказывает помощь покупателям. 

По материалам: Nordic IDea 2011 – 2012, выпуск за 1.05.2011, статья «Fashion Benefits From Nordic Id Experience»