Выбирая профессию, хочется быть уверенным, что она будет приносить прибыль, достойная, чтобы обеспечить себя самого и свою семью. Работа должна быть актуальной и востребованной на рынке, тогда она станет приносить…
Правительство Литвы уберегло страну от банкротства. С каким багажом республика вышла из кризиса?
Совсем недавно жителям Литвы казалось, что еще немного – и она превратится в край небоскребов и роскошных вилл. Не без причин: заработная плата росла, банки налево и направо раздавали ипотечные кредиты, ВВП демонстрировал устойчивый рост и деньги из структурных фондов Евросоюза сыпались словно из рога изобилия. Сегодня картина совершенно иная: мировой финансовый кризис превратил крупнейшую прибалтийскую республику на постсоветском пространстве в обремененного долгами и проблемами члена Евросоюза совсем не первого эшелона. Государство пытается изменить сложившееся положение вещей, привлекая инвесторов и развивая перспективные направления экономики. И хотя до победы еще далеко, можно утверждать, что усилия даром не прошли.
ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ
Двери в Европейский союз для страны открылись 1 мая 2004 года, когда она, как ныне поговаривают евроскептики, стала членом не советского, но европейского «колхоза». «Колхоза», в котором Литва, как и ее ближайшие соседи – Латвия и Эстония, играет не первую и даже не вторую скрипку. Не далее чем в 2010-м литовское правительство намеревалось отказаться от национальной валюты, лита, и перейти на евро. Казалось, все так и будет, ведь благодаря членству в ЕС Литва получила право доступа к европейским структурным фондам, что привело к экономическому подъему.
Ради членства в ЕС Литве пришлось поступиться «сущей мелочью» – мощной атомной электростанцией в Игналине, построенной еще при Советском Союзе. До 2004 года та прошла ряд модернизаций и, по оценкам МАГАТЭ, входила в список самых безопасных и надежных в мире. Однако закрытие АЭС являлось одним из основных требований Брюсселя к Литве при ее вступлении в европейское содружество, и официальный Вильнюс покорно, практически не торгуясь, поспешил подписать договор. Могла ли станция работать дальше и пополнять бюджет страны? По словам бывшего директора АЭС Виктора Шевалдина, это было чисто политическое решение: Брюссель требовал, чтобы Литва выполнила свои обязательства. Известный литовский политический обозреватель Аудрюс Бачюлис желание ЕС видеть доставшуюся Литве в наследство от советских времен АЭС с заглушенными реакторами объясняет просто: «На станции в Игналине действовали реакторы чернобыльского типа. Можно сколько угодно тратить деньги на безопасность, но страх, что подобная катастрофа повторится, оказался чересчур силен. Вот на нас и нажали».
В одну секунду после того, как реакторы на станции в Игналине заглохли, Литва превратилась из страны, экспортирующей энергию, в страну, испытывающую энергетический голод. «Около 75% электричества и природного газа, необходимых для производства энергии, мы импортируем. Каждый год из бюджета на эти цели уходит 2 млрд литов (580 млн евро). Выход из такой ситуации – постройка новой безопасной атомной станции», – утверждает генеральный директор Висагинской атомной электростанции Римантас Вайткус. Впрочем, как считает г-н Вайткус, а также многие политики, хуже всего не то, что Литве не обойтись без закупок энергии и природного газа за рубежом, а то, что источник импорта, по большому счету, единственный – Россия. Сей факт ставит под вопрос энергетическую независимость страны. Для того чтобы соскочить с российской «иглы», Вильнюс намеревается строить новую АЭС. Уже составлена предварительная смета: сооружение станции обойдется в сумму до 5 млрд евро. Любопытно, что, согласно одному из социологических опросов, проводившихся в преддверии осенне-зимнего сезона, каждый третий респондент высказался в поддержку уступок России в политических вопросах в обмен на более дешевый газ и электричество.
Проектом строительства новой АЭС на старом месте, в Игналине, Литве удалось заинтересовать Латвию, Эстонию и американо-японский альянс General Electric/Hitachi. Еще одним партнером должна была стать Польша, но она отказалась от участия в проекте. Хотя сторонники строительства и утверждают, что себестоимость производства электроэнергии будет 2-3 евроцента за кВт-ч, а цена для пользователей – 5-7 евроцентов за кВт-ч, критики называют другие цифры. «Эти расчеты просто нереальны. В цену электричества надо включить расходы на закрытие, погашение кредитов. Стоимость будет намного выше», – отмечает в интервью журналу «РБК» профессор Юргис Вилемас, председатель научного совета Института энергетики Литвы. По мнению бывшего аналитика банка DNB, профессора Римантаса Рудзкиса, правительство чересчур спешит со строительством станции и не учитывает макроэкономические факторы. «В проекте новой АЭС полно недомолвок и неточностей. Спешим строить, в то время как мир снова может накрыть волна рецессии. Впрочем, при любых условиях электростанции будет очень нелегко конкурировать на рынке. А случись кризис – страна и налогоплательщики получат новый горб миллиардных кредитов. Что для Литвы может стать тяжелой ношей», – отметил г-н Рудзкис.
Еще один проект Вильнюса, призванный гарантировать республике альтернативный доступ к энергоресурсам, – терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, начало эксплуатации которого запланировано на 2014 год. Инвестиции в этот объект оцениваются примерно в 175 млн евро.